Сегодня

Туринская Плащаница

1 – cтигматы (раны от гвоздей) на запястьях и стопах
2 – рана от копья
3 – кровоподтеки – раны от тернового венца
4 – следы бичевания покрывают всю спину и ноги
5 – следы от пожара Плащаницы
6 – фрагмент ткани взят на исследование радиоуглеродным методом в 1988 году

Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, отрез длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.

Вот как повествует об этом Евангелие от Матфея (гл. 27, ст. 57-59): «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; Он, пришед к Пилату, просил Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело. И взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею».

По преданию Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем преемственно передавалась от ученика к ученику. В сочинениях доконстантинопольской эпохи она практически не упоминается – вероятно, из опасений, что сведения об этой великой святыне могли бы послужить поводом для поисков языческими властями и привести ее к уничтожению.

Есть мнение, что Плащаница длительное время хранилась в Эдессе (ныне г. Урфа на юго-востоке Турции) у потомков царя Абгара (Авгаря). Там она находилась в стене над городскими вратами.

После торжества христианства при императоре Константине – упоминания о Плащанице довольно многочисленны. Достоверно известно, что в 436 году Плащаница хранилась в базилике Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Константинополя.

Во времена иконоборчества, продолжавшегося в Византии с 635 по 850 годы, христиане, опасаясь, что святыня может быть уничтожена, перенесли ее из Константинополя в Иерусалим.

В конце XI века вновь появляются сведения, что Святая Плащаница находится в Константинополе. В 1201 году во время бунта императорской гвардии Плащаница была спасена от огня. Однако, в 1204 году, во время разгрома города, появляются свидетельства об исчезновении Плащаницы из Константинополя. После этого ее история знаменуется многочисленными событиями – она пропадала, находилась, ее похищали, она неоднократно горела.

В XIV веке Плащаница попадает во Францию и находится в имении графа Жорффруа де Шарни под Парижем. Смерть графа скрыла тайну ее появления во Франции. В 1375 году Плащаница была выставлена в местной церкви. Одна из наследниц графа де Шарни подарила святыню своей подруге герцогине Савойской, супруг которой, Людвиг I Савойский, построил в городе Шамбери храм для реликвии.

В 1578 году престарелый архиепископ Милана Карл Боромео пошел зимой из Милана в Шамбери на поклонение Святой Плащанице. Чтобы избавить старца от перехода через зимние Альпы, Плащаницу вынесли ему навстречу. Встреча произошла в Турине, в соборе св. Иоанна Крестителя, где она по велению архиепископа осталась. С этого времени и до наших дней Плащаница хранится в городе Турине, по которому и получила свое название «Туринская».

28 мая 1898 года археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка Плащаницы. Один негатив оказался испорченным, а другой - фотограф проявил и оцепенел: на темном фоне негатива выявился позитивный фотографический портрет Христа Спасителя. В благоговении Секондо просидел перед явившимся ему Образом всю ночь. Именно получение этого негатива положило начало изучению феномена Туринской Плащаницы. Возникла целая наука - синдология, от греческого «синдон» - плащаница.

Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим поток света внутри Плащаницы больший, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент Воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных Светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное Воскресение», «узрим в свете неприступном Христа блистающегося».

На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.

В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит», сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания, - как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и по ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.

Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней свои следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь одному итальянскому пожарному.

В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.

7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.

Помимо Сретенского монастыря (г. Москва) подобные копии Плащаницы имеются в Казанском кафедральном соборе (г. Санкт-Петербург), в Свято-Троицком Александра Свирского монастыре (Лодейнопольский р-он, дер. Старая Слобода) и в храме Анастасии Узорешительницы (г. Псков).

Не только Туринская плащаница в целости дошла до нашего века.

Судaрь (от лат. sudarium — «платок для вытирания пота с лица»), хранящийся в городе Овьедо (Испания), отождествляется с платком, которым была накрыта голова Иисуса в гробе.

Его упоминание имеется в Евангелии от Иоанна (гл. 20, ст. 6-7):

«Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте».

Сударь представляет собой отрез льняной ткани размером 84 x 53 см, без какого-либо изображения, но с явными следами крови и пятнами. Считается, что сударь хранится в Испании с VII века. Согласно хронологии, описанной епископом Овьедо Пелагием, ткань хранилась в Иерусалиме до 614 года, времени завоевания города персидским шахом Хосровом. Как считается, сударь чудом удалось спасти и отправить в Александрию, откуда впоследствии его через Африку переправили в Севилью под покровительство епископа Толедо, а далее через Толедо в Овьедо. В настоящее время Сударь хранится в драгоценной раке в Святых палатах кафедрального собора Овьедо.

«Блаженны не видевшие и уверовавшие», – сказал Спаситель апостолу Фоме, когда тот вложил пальцы в Его раны. Теперь почитать себя «не видевшими и уверовавшими» мы не можем, потому что увидеть Туринскую Плащаницу – это почти то же самое, что вложить персты в крестные раны Христа.