Сегодня

Инициатор певческих праздников: 90-летний юбилей

Инициатором Первого русского народного певческого праздника был наш земляк Михаил Федорович Гривский.

Портрет М.Ф. Гривского, 1911г.

Портрет М.Ф. Гривского, 1911г.

Его отец – заштатный псаломщик Федор Гривский 22 мая 1894 года побывал в гостях у приятеля в Алексеевской слободе Пскова, прилег отдохнуть и умер, не просыпаясь. Епархиальное начальство помогло сыновьям псаломщика получить образование в местной духовной семинарии. Они унаследовали музыкальный слух и вокальные способности отца. Старший сын Никанор уже в семинарии руководил ученическим хором и был замечен будущим патриархом Тихоном. В 1898 году Тихона назначили епископом Алеутским и Северо-Американским, и он пригласил Никанора в Сан-Франциско регентом хора. Когда архиепископу Тихону поручили Ярославскую епархию, Никанор стал его секретарем.

Вместо Никанора регентом храма в Сан-Франциско назначили Владимира Гривского, так и оставшегося в Америке. Младший из братьев, Павел, в 1910 году получил место регента посольской церкви в Тегеране.

Второй сын псаломщика Михаил, родился 1 сентября 1878 года в Добрывидках Прудской волости Псковского уезда. Эта деревня с каменной церковью Илии пророка на речке Лабенке, правом притоке Многи, теперь пишется «Добровитки».

Способности Михаила Гривского тоже проявились во время учебы в семинарии. Он стал регентом семинарского хора после старшего брата, закончил учебу в 1901 году. Уже в июле ему поручили теоретические и практические занятия на педагогических курсах для учителей церковных школ епархии: в младшей группе он дал 18 уроков одноголосного пения, а в старшей 20 уроков четырехголосного пения и устройства хоров. В августе директор Псковской учительской семинарии предоставил ему работу учителя светского и православного церковного пения. В конце сентября 1901 года епископ Антоний назначил учителем церковного пения Псковского духовного училища. Через два года новый епископ Сергий разрешил преподавать тот же предмет и в духовной семинарии, а съезд духовенства епархии, «вполне сочувствую делу улучшения преподавания пения в духовной семинарии», установил ему добавочное жалованье из средств свечного завода по 300 рублей в год. Через месяц, 10 ноября 1903 года, епископ включил Гривского в Совет, производивший испытания лицам, не окончившим семинарию и ищущим места диаконов и псаломщиков.

Все это свидетельствовало не только об острой нехватке учителей пения в городе, но и об авторитете молодого преподавателя.

В духовном училище мальчиков четыре года готовили к поступлению в семинарию. Здесь Гривский проработал девять лет. В сентябре 1904 года депутаты от духовенства, рассматривая смету училища согласились с его докладной запиской о необходимости приобрести фисгармонию для уроков пения и пособия по нотному пению. Через пять лет Гривский предложил ввести в училище преподавание инструментальной музыки. Доказывая необходимость нового предмета, он опубликовал во втором номере «Псковских епархиальных ведомостей» за 1910 год статью «Музыкальное образование в духовной школе», а в следующем номере – другую статью «Организация скрипичного класса в духовных училищах». Осуществить эту идею Гривский не успел: предполагаемое на эти цели самообложение духовенство округа не состоялось, а 15 августа 1910 года он оставил службу в училище. Сообщая об этом, «Епархиальные ведомости» отметили, что Гривский проявил в училище «блестящие способности и поставил пение на должную высоту». Кроме обязательных уроков, он много занимался на спевках, помогал устраивать воскресные ученические вечера…

Впрочем, годом раньше Гривский в дополнение к преподаванию в учительской и духовной семинарии стал учителем пения в Псковском учительском институте и в Агаповской частной женской гимназии. С октября 1911 года он взял на себя уроки и в двухклассной железнодорожной школе при станции Псков.

Епископ Арсений, руководивший епархией с 1904 года, включил Гривского в комиссию по созданию епархиальной псаломщической школы. В марте 1905 года Михаил Федорович составил докладную записку к проекту ее организации, а к маю – устав школы и программы по основным курсам обучения. Он же взялся за покупку учебников, книг и нот. Его назначили в Совет школы, а на освящении ее 1 октября принятые ученики уже стройно пели под руководством Гривского. Он постоянно присутствовал в школе на приемных и выпускных экзаменах. 18 июля 1916 года епископ Евсевий назначил Гривского председателем Совета псаломщической школы.

Естественно, что такой энергичный и увлеченный человек сразу включился и в общественную жизнь города, особенно в работу Псковского общества хорового пения. Оно открылось 8 мая 1883 года, но в 90-е годы почти прекратило свою деятельность. Гривский взялся руководить хором общества. Уже 15 декабря 1901 года под его управлением хор пел на исполнительном вечере общества в зале Семейного кружка, 6 января – в зале Соединенного общества. Своего помещения хоровое общество не имело. Два концерта с полным сбором хор общества дал в Верро (Выру), выступил и в Острове, получил из этих городов новые приглашения…

4 октября 1901 года на годичном общем собрании Гривский, как секретарь общества и регент хора, прочел составленные им отчет за последний год работы и очерк многолетней деятельности хорового общества. Он жаловался, что в Пскове мало ценят бескорыстный труд участников хора. На выборах Гривскому поручили возглавить и Совет общества. Нагрузка оказалась слишком велика, и через четыре года он отказался от этой должности.

В августе 1904 года на съезде учителей пения духовных учебных заведений Гривский предложил создать центральную епархиальную певческую библиотеку. Для её открытия разрешили использовать 65 рублей, оставшихся от ассигнований на съезд, на них купили 81 певческое издание, а Гривский согласился безвозмездно заведовать библиотекой. Ее пришлось хранить у себя на квартире, рассылать издания по заявкам и в уезды. Гривский ежегодно отчитывался о состоянии библиотеки перед Кирилло-Мефодиевским братством, прося деньги на приобретение новых брошюр и нот, переплетение их. К 1912 году в певческой библиотеке было уже 272 экземпляра на 218 рублей, и за 1911 год Гривский выполнил 98 заявок, в основном из уездов.

Созданные после введения винной монополии Попечительства о народной трезвости занимались и развитием хорового пения. Гривского включили в Псковский уездный комитет этого Попечительства. А губернский комитет летом 1905 г. направил его «для обозрения и личного знакомства с существующими певческими хорами Псковской губернии». Епископ Арсений известил через «Епархиальные ведомости», что он поручил Гривскому одновременно «ознакомиться и с церковными хорами и вообще с состоянием церковного певческого дела в епархии», предложив духовенству оказывать ему всяческое содействие.

По указанию Попечительства в псковском Доме трудолюбия велись чтения для народа, а в перерывах и в конце под управлением Гривского выступил хор певческого общества. Гривский согласился также заведовать народной аудиторией Дома трудолюбия и его библиотекой. Десять лет он безвозмездно исполнял эти обязанности. Не случайно с 1907 года там проводились общие собрания хорового общества и спевки хора. 21 июня 1909 года на общем собрании Кирилло- Мефодиевского братства Гривский просил Братство вести в Доме трудолюбия религиозно-нравственные чтения с туманными картинками, сопровождаемые хоровым пением учащихся церковных школ.

Это соответствовало решению Совета братства от 22 февраля 1907 года о дальнейшем расширении просветительной и благотворительной деятельности братства и привлечении к ней духовных учебных заведений. Первым шагом к его исполнению стал небывалый в Пскове по количеству певцов духовой концерт, состоявшийся 12 апреля 1907 года в Пушкинском доме. На нем Гривский руководил сводным хором из 155 учеников духовной семинарии, псаломщической школы, епархиального и духовного училищ.

В ноябре 1907 года председателем хорового общества избрали Иосифа Ивановича Тульчиева – преподавателя музыки кадетского корпуса. Вместе с Гривским они смогли намного разнообразить работу общества и выступления хора.

16 декабря на благотворительном концерте в Пушкинском доме Гривский поставил оперные хоры, а Тульчиев – украинские песни. Гривского увлекала массовость хорового исполнения: 21 февраля 1910 года на сцене Пушкинского дома он дирижировал смешанным хором общества из 170 певцов, одетых в русские народные костюмы.

В июле 1910 года Гривского избрали товарищем председателя Третьего съезда регентов. Его выступление против доклада «Музыкальное искусство и христианская религия» вызвало шумные споры.

Летом 1914 года на съезде хоровых деятелей в Петербурге Гривский избирался в президиум и предложил добиваться материальных средств на развитие хорового пения от Попечительств о народной трезвости. Съезд решил ходатайствовать об открытии двенадцати музыкальных народных училищ по России, в том числе и в Пскове.

Гривский задумывался о распространении и улучшении не только церковного пения, но и массового народного хорового искусства. Его удивляло, что грандиозные национальные певческие праздники проводятся за рубежом и в российской Прибалтике, однако никто не пытается устроить праздник русской песни. Через семнадцать лет он вспоминал: «Когда я побывал в 1910 году в Ревеле на эстонском певческом празднике, где выступал смешанный хор в 7000 человек и духовой оркестр в 3000 человек, где было продано 22000 билетов для публики, где я видел эстонские хоры, приехавшие не только из ближайших губерний, а даже из Крыма и из Сибири, то я твердо решил. Что такой опыт съезда хоров может быть проведен и у русских. Примеры заразительны».

В воскресенье, 19 декабря 1910 года общее годичное собрание хорового общества было невиданно многолюдным. В докладе о художественной деятельности общества Гривский предложил ознаменовать полувековой юбилей освобождения крестьян народным певческим праздника и провести его на открытом воздухе в конце весны, приурочив к 15-летию коронации императорской четы.

Менее чем за пять месяцев псковичи успели подготовиться к празднику. В начале января Гривский и Тульчиев побывали в столице, пригласили на Первый русский народный певческий праздник крупнейших хоровых дирижеров и согласовали программу общехоровых выступлений. Ее разослали по губернии всем певческим коллективам, пожелавшим участвовать в празднике. Заявки поступили от хоров с 1437 исполнителями. Эстраду-раковину для такого сводного хора построили на плащу Иркутского полка (ныне территория завода АДС).

Праздник в Пскове длился три дня. В субботу 14 (27) мая 1911 года после кратких речей М. Ф. Гривского и губернатора барона Н.Н. Медема исполнялись произведения духовного содержания русских композиторов, а вечером в Пушкинском доме состоялся конкурсный концерт одиннадцати местных хоров. 15 мая отвели светскому пению. Оба для сводным хором попеременно дирижировали гости – Александр Архангельский, композитор и музыкальный критик; Михаил Иванов, редактор журнала «Музыка и пение»; Михаил Гольтисон, регент столичного митрополичьего хора, и понедельник использовали для развлечения исполнителей, многие из которых впервые побывали в Пскове: бесплатные концерты в Пушкинском доме и спектакли в Летнем театре, экскурсии по городу и в музеи, посещение кинематографов…

Примеру псковичей последовали некоторые соседи. 12 мая 1913 года в Печорах провели школьный певческий праздник, повторив его через год. В июне 1913 года Гривский ездил на такой же детский певческий праздник в Нарву.

Через месяц Михаил Федорович неожиданно захворал, пришлось лечь в столичную больницу, хоровое общество выделило ему 200 рублей пособия на лечение. Газета «Псковская жизнь» 13 июля 1913 года высказала опасение, что Гривскому придётся навсегда отказаться от пения и регентства. После выздоровления и возвращения Гривского в Псков епископ Евсевий 30 сентября в Троицком соборе рукоположил его священником Анастасиевской и приписной к ней Ново-Вознесенской церкви. К счастью, пессимистический прогноз газеты полностью не оправдался. Покинув работу в учительских семинарии и институте, передав епархиальную певческую библиотеку священнику Юпашевскому, Гривский смог продолжить преподавание церковного пения в духовной семинарии, руководил и хором ее учеников. Рассказывая о посещении домовой церкви родной семинарии епископом Тихоном 30 января 1917 года в день храмового праздника Трех святителей, «Псковские епархиальные ведомости» отметили, как «величественно, стройно и мелодично звучал хор воспитанников семинарии под управлением искусного дирижера М.Ф. Гривского».

Общество хорового пения в мае 1914 года вновь избрало Тульчиева и Гривского руководителями Совета общества. На чрезвычайном собрании общества 2 июня Гривский предложил открыть школу нотной грамоты и согласился разработать ее программу.

В начале Первой мировой войны хоровое общество дало несколько духовно-патриотических концертов с участием и архиерейского хора, на которых дирижировал и Гривский. С октября 1914 года он участвовал в организации сбора белья для действующей армии, в июне 1915 года стал секретарем комитета, занимавшегося устройством сельских приютов-яслей для солдатских детей. С появлением в городе военных лазаретов дирижировал в концертах для раненых.

Февральская революция вовлекла Гривского и в политическую работу. В сентябре 1917 года он баллотировался в городскую думу по списку №4 кандидатов от кадетской партии народной свободы, а 18 июня 1918 года стал ее гласным в связи с выходом из думы некоторых депутатов.

После ухода кайзеровских войск Гривский работал в подотделе внешкольного образования Псковского гороно. 12 января 1919 года съезд учителей Псковского уезда заслушал его доклад «О музыкальном образовании в школе». Созданный при «музыкальной аудитории» хор 1 марта на музыкально-художественном вечере в пользу учителей-интернационалистов исполнил под управлением Гривского «Интернационал» и несколько хоровых номеров. В статье «Задачи музыкального образования» напечатанной 15 марта местным журналом «Единая школа», Гривский говорил о новой эре, при которой «развязаны руки, открыта широкая дорога общественным деятелям на поприще музыкального развития народа». 17 апреля в другом журнале «Вольный Псков. Вольное искусство» его небольшая заметка «О народной песне» разъясняла, почему песня была забыта в неграмотной России.

25 мая 1919 года Псков заняли белые войска. Избегая преследований за подобные взгляды, Михали Федорович уехал к приятелям в Печоры. И не смог вернуться, когда фронт и граница отделили его от Пскова.

В первые годы эмиграции Гривский был регентом таллинского Александро-Невского собора. Затем давал уроки пения и дирижировал хором в Печорах. В 1925 и 19127 годах он руководил курсами пения, устроенными Русским учительским союзом.

3 июня 1928 года в сборнике «День русского просвещения» появилась его статья «Певческие праздники», цитированная выше (ее текст любезно прислал профессор Тартуского университета С. Г. Исаков). Ссылаясь на опыт Первого русского народного певческого праздника, состоявшегося в Пскове, Гривский призвал хормейстеров, работающих «в разных местах Эстонии, спеться между собой по этому вопросу, вырешать программу, обмозговать план организации русского Певческого праздника».

Его призыв был услышан. После многолетних обсуждений состоялись сначала краевые Дни русской песни в Нарве (1933, 1934 и 1936 гг.), а также певческий праздник в Печорах во время Дня русского просвещения в июне 1933 года. Затем прошли два общегосударственных русских певческих праздников: в Нарве (1937 г.) и в Печорах (1939 г.). И хотя Гривский десять лет жил в Риге, он приезжал в Эстонию, чтобы работать в комитете по организации обоих республиканских праздников.

Так наш земляк стал инициатором не только проведения Первого русского народного певческого праздника в Пскове, но и возрождения таких праздников в Эстонской Республике. Михаил Федорович скончался в Риге в 1945 году.


Левин Н. Инициатор певческих праздников: 90-летний юбилей // Псковская правда. – 2001. - 30 мая. - С. 5; - 31 мая. - С. 5; 1-2 июня. - С. 12.

Назад








Левин Н.Ф.

Левин Н.Ф. "Псков на старых открытках". Губернаторский дом и колокольня Анастасиевской церкви



Левин Н.Ф.

Левин Н.Ф. "Псков на старых открытках". Псков. Дом губернатора



1931 г.

Псков в 1931 г.



Главная улица Пскова во время оккупации

Главная улица Пскова во время оккупации



Октябрьская площадь в Пскове. 1964 г.

Октябрьская площадь в Пскове. 1964 г. Фотоколлекция ГАНИПО



1960 г.

Фото: Скобельцын Б.С.
1960 г.



Февраль 1972 г.

Фото: Чеботарь Александр Мирчевич. 15.02.1972 г.



1972 г.

Фото: Чеботарь Александр Мирчевич. 15.02.1972 г.